Виды Информации ( 5 Шагов к Успеху ) Внимание

Виды Информации

Вот и настал тот светлый и радостный день, когда вы при вели в школу на торжественную линейку своего сорванца (или паиньку-ребёнка), спрятанного за букетом хризантем. Спрятали, и ваши опасения понятны! Первый месяц в школе — это стресс. Первоклашка обнаруживает массу всего интересного и нового, и не всё это ему нравится. Хорошо, хоть с уроками не мучают. Прописи, раскрашивание, математика — тут нужна больше не память, а крепкая кисть руки и «сообразиловка», да простят нам наш «высокий слог».
О развитии моторики и логического мышления можно прочесть в других книгах. А мы продолжим тему хорошей памяти. Первые же стишок и правило могут оказаться проблемой! Ну, а для нас, подкованных, — нет!

ребенок

Виды информации:

  • Образная- воспринимаемые человеком зрительные образы
  • Речевая (текстовая) — воспринимаемая устная речь и читаемые тексты
  • Точная — сведения, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью: даты, адреса, термины, номера, шифры и коды.

Образная

Наш мозг настроен оперировать образами, которые запоминает «автоматически». Любой чело век может точно вспомнить обстановку своей квартиры, дорогу от дома до работы. Образы (объекты) воспри нимаемого нами мира име ют взаимосвязи, которые
мозг фиксирует без нашего сознательного участия и кото рые хорошо сохраняются в памяти.

Речевая (текстовая)

Далеко не каждое слово наш мозг преобразует в зри тельный образ. Проще всего перевести в образы существи тельные. А как быть со служебными словами, с падежными окончаниями и прочими грамматическими формами слов? Так и получаются анекдотические «пересказы» или изложения, ко торые потом входят в школь ный фольклор: «Бедная Лиза рвала цветы и этим корми ла свою больную мать».

Точная информация

Точная информация принципиально отличается от об разной и речевой (текстовой). Если рассмотреть ряд слу чайных цифр, мы не обнаружим в нём ни образов, ни ор ганизующих их в единую картину связей. При восприятии цифрового ряда мозг пропускает числовой ряд через себя и ничего не запоминает. Он просто не реагирует на такого рода сведения. Человек может лишь воспроизвести послед ний кусочек информации (5-9 цифр) из только что просмо тренного числового ряда.

По опыту вы и сами знаете, что лучше всего запоминаются образы, хуже — тексты, точная информация — ещё сложнее.

Итак, образами существительными управляют («организуют» их в пространстве) глаголы, прилагательные и другие части речи, в том числе и служебные, а также грамматиче ские формы. Получается, что образы, вызываемые в нашем мозгу с помощью речи, уже опосредованные, «по яркости» не могут сравниться с теми образами, которые мы видели своими глазами: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы шать!»

Справедливости ради скажем, что это верно не для всех людей. Есть школьники с хо рошо развитой памятью на слова, для них не проблема выучить длинное стихотворе ние и точно повторить слова учителя (аудиалы). Многие
люди плохо запоминают лица, с трудом находят дорогу, даже если были в этом месте раньше. Но в общем, конечно, техни ки запоминания чаще основаны на образах.

Точная информация представляет особый интерес для мнемотехники. Именно запоминание точной информа ции — главная проблема в обучении. Не только учащиеся, но часто сами учителя не могут похвастать хорошим владе нием точной информацией!

Игра Маршрут

Древний и эффектив ный способ запомина ния. Основан на «Дороге Цицерона», о которой мы будем говорить дальше. А до Цицерона школьнику надо научиться запоми нать небольшие последо вательности фактов. Возьмём тему «Солнечная система» из предмета «Окружающий мир» за 3-й класс начальной школы.
Чтобы расположить информацию по пунктам, составим план темы в виде вопросов.
Вопросы:
1. Сколько планет в Солнечной системе?
2. Какая по счёту планета Земля?
3. Что такое Солнце?
4. Что такое Луна?
5. Назовите ближайшую к Солнцу планету.
6. Назовите самую удалённую от Солнца планету.
Итак, тема содержит 6 пунктов. Запомнив их количество и сумев кратко ответить на каждый, школьник хорошо рас кроет тему. Маршрут можно составить из любых предме тов — например, из игрушек, одежды, сладостей.

Внимание 5 шагов к успеху

Шаг 1
Первый шаг вы сделали, написав на черновике план темы. Не уставайте повторять ребёнку: план — это успех! За что бы он ни брался, какие бы вершины ни захотел поко рить — от школьного сочинения до создания своей компа нии, всё начинается с плана!

Шаг 2
Выберите 6 предметов: таких, чтобы по ним возможно было составить рассказ для запоминания последовательности. Мы остановимся на следующем списке:

  • плюшевый заяц;
  • машинка;
  • робот;
  • коробка;
  • конфета;
  • телевизор.

Рассказ

Заяц готовил ужин, как вдруг обнаружил, что за кончились запасы сладкого. Он сел в машинку и поехал в магазин. По пути встретил робота и пригласил его в гости на ужин. Они поехали дальше,
в магазин, там купили коробку со сладостями. После ужина друзья поели конфет и сели смотреть телевизор.

Получился обычный рассказ

Существенным его недостатком является малая драматичность. Он такой обычный, что трудно запомнить! Можно и так:

«Заяц готовил ужин, как вдруг обнару жил, что закончились запасы сладкого. Он сел в машинку и поехал в магазин. Но вдруг заметил на дороге странное сияние. Заяц вышел из машины и увидел, как на поляне приземлился космический корабль, а из него вышел робот! В руках у робота была коробка… Он подошёл к перепуганному зайцу и сказал: „Вот тебе послание от да лёкой цивилизации!“
Дома заяц открыл коробку, а там — конфеты. Он съел одну и сразу же приобрёл сверхспособ ность — он мог теперь без пульта, силой мысли переключать телевизор».

Шаг З
Последовательность выбрана, и порядок её закреплён ассоциативными связями с нашим рассказом про зайца. Теперь по порядку будем останавливаться у каждого объекта и проговаривать часть темы по плану. Остановясь у зайца, прочтём в учебнике, сколько планет в Солнечной системе, на машинку наклеим стикер с цифрой 3 (Земля — третья планета), остановясь рядом с роботом, дадим определение — что такое Солнце, и т. д.

Шаг 4
Теперь можно присесть и не торопясь проговорить со школьником каждую тему или дать ему почитать учебник са мостоятельно.

Шаг 5
Проходя по маршруту, школьник восстанавливает в памяти пройденное и проговаривает вслух. Уж теперь можно не сомневаться, что он не ощутит беспомощности у до ски, излагая данную тему! Вспомнит, как заяц с пришельцами общался — сразу многие факты всплывут в памяти. Особенно хорош метод «Маршрут» там, где важна последовательность запоминаемых модулей. Например, при описании физического или химического процесса или при работе над параграфом из истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.