СЛУЧАЕТСЯ, ЧТО РЕБЁНОК начинает читать текст и бросает на половине или, дотянув до конца, не может вспомнить первые фразы.
Тут явно выражены проблемы с памятью и восприятием. Необходимо развивать разные виды памяти.
Зрительная память
Для её совершенствования разработаны специальные упражнения. Вы показываете картинки или слова на несколько секунд,
и ребёнок должен быстро воспринять, осознать, запомнить
и назвать, что увидел. Чем меньше времени и больше элементов на картинке, тем эффективнее будет занятие. При этом важно помнить, что в оперативной памяти мы можем хранить семь (плюс-минус два) единиц информации. Последние исследования показывают, что, к сожалению, объём оперативной
памяти человека ограничен, оптимальное число — четыре.
Когда вы предлагаете ребёнку для запоминания 10–15 слов или картинок, он может воспроизвести только 4–7.
Слуховая, или аудиальная, память
Современная отечественная школа ориентируется в основном на этот
вид памяти. Большую часть информации нужно воспринимать именно на слух. От этого во многом зависят успехи ребёнка. Как развивать аудиальную память? Существует много весёлых игр со словами: «доскажи словечко», когда ребёнок произносит уже сказанные слова и добавляет своё, «восстанови слово», здесь нужно правильно произнести искажённое слово и др. Задание посложнее: пересказ текста, воспринятого на слух.
Обонятельная, вкусовая, тактильная память
Эти виды памяти помогают ярче представить образную систему, содержание текста, благодаря чему его легче запомнить и воспроизвести.
Есть очень весёлое и «вкусное» упражнение, позволяющее эффективно развивать все эти виды памяти. Возьмите кусочки овощей, фруктов, разложите на тарелке, завяжите ребёнку глаза. Пусть он на ощупь, на запах и на вкус определит, что перед ним. За один раз рекомендуется брать не больше 10 кусочков (начинать с 5 и постепенно добавлять). Такая несложная игра помогает совершенствовать редко используемые виды памяти. Если ребёнок за безликими словами увидит образы, услышит звуки, почувствует запахи, прикосновение ветерка или пушистого котёнка, то он намного быстрее и без особых усилий запомнит содержащуюся в тексте информацию.
Эмоциональная память
Существует удивительная закономерность: мы быстро запоминаем то, что нам
интересно, то, что вызывает сильные эмоции. И поэтому наша задача — увлечённо обсуждать с ребёнком прочитанное, стараться вызвать в нём эмоциональный отклик. Он должен переживать события, о которых идёт речь, сочувствовать герою.
Образная и ассоциативная память
На первых порах подойдут простейшие игры, например «что на что похоже»: дети придумывают ассоциации для 7–10 предметов, окружающих их. Это может быть ручка, стакан, настольная лампа и т. д. Чем больше вариантов ассоциаций придумает ребёнок, тем прочнее будет навык. Затем можно усложнить задачу, используя приём оживления текста. Прежде чем читать текст о море, я предлагаю детям рассказать свои впечатления: море голубое, жидкое, солёное, тёплое, волны шумят, чайки кричат. Ребёнок должен увидеть, представить, ощутить и, воспользовавшись воображением, войти в этот
текст, то есть стать участником описываемых событий. Так мы включаем образную память.
Для сложных, абстрактных слов, таких как термины и понятия, лучше воспользоваться ассоциативной памятью. Чтобы запомнить новое слово «рибосомы», встретившееся в тексте про
строение клеток, дети на моих занятиях проговаривают его несколько раз и замечают, что слышно «рыба сом». Я предлагаю им представить эту рыбу, мысленно потрогать её, почувствовать запах и даже вкус. Затем в своём воображении дети рисуют картинку, как рыба сом плавает в клеточках нашего организма.
Игры в ассоциации очень полезны. Они развивают не только память, но и воображение. А ведь без воображения не могут эффективно работать ни память, ни мышление. Воспользовавшись методом оживления, можно легко запоминать словарные слова, иностранную лексику, термины и даже таблицу
умножения.
Двигательная память
Казалось бы, какая связь между моторикой, двигательной памятью и чтением? Доказано, что зоны мозга, отвечающие за память, мелкие движения пальцев и чтение, близко расположены. Кстати, зона мозга, управляющая чтением, курирует ещё устный счёт и функцию понимания текста. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать мелкую моторику ребёнка.
Рассказывая о памяти, нельзя не упомянуть о методе рационального повторения. Чтобы информация хранилась в сознании как можно дольше, нужно перевести её из оперативной
в кратковременную и долговременную память. Для этого используется метод рационального, или интервального, повторения. Дело в том, что более прочное запоминание возможно не при повторении информации несколько раз подряд, а при возвращении к ней через опредёленные промежутки времени.
Если вы хотите проверить, достаточно ли хорошо ребёнок запомнил стихотворение, попросите рассказать не сразу, а через 15–20 минут, когда оно попадёт из оперативной в кратковременную память. Долговременная память проверяется через
1,5–2 часа. Поэтому при подготовке к экзаменам рекомендуется возвращаться к теме через 15 минут, через 2 часа, через день и через неделю. Если информация легко воспроизводится даже через неделю, значит, она закрепилась в долговременной памяти, и не составит особого труда воспользоваться ею в нужное время.