Главная » Психология

Прощение: должен или не должен я прощать того, кто причинил мне боль?

Когда мы чувствуем обиду или боль от кого-то, негативные чувства захватывают нас.

Прощение — одно из самых важных явлений в наших отношениях с другими людьми. Мы все спрашивали себя, заслуживает ли человек, который намеренно или ненамеренно причинил нам боль, нашего прощения.

В первую очередь, это касается тех случаев, когда вина, которую необходимо простить, исходит от близких нам людей, таких как члены семьи, друзья или партнеры — отношения, в которых наличие или отсутствие прощения может значительно ухудшить качество нашей жизни (и жизни других людей). Но означает ли прощение кого-то примирение с ним?

отпустить

Прощение, должен я или не должен прощать?

Действительно, прощение благоприятствует примирению, но оно не является строго необходимым. На самом деле, мы можем быть в отношениях, где нет прощения, и мы просто «забыли» болезненное событие, или мы можем простить кого-то, с кем мы больше не поддерживаем никаких контактов. Сам акт прощения — это скорее процесс, который происходит со временем.

Ученые согласны, что прощение подразумевает, что обиженный человек признает, что с ним поступили неправильно, и хотя он знает, что ситуация может быть неоправданной и человек, причинивший ему вред, не заслуживает прощения, он принимает решение сделать это.

Гордон и Баукон (1998-2003) отмечают, что прощение не означает положительных чувств сострадания, сопереживания или любви к человеку, который причинил нам боль, так как это может быть «эгоистичным действием», которое совершается по отношению к самому себе, чтобы уменьшить негативные эмоции, которые оно вызывает.

Более того, решение простить не освобождает нас от необходимости требовать справедливости и возвращения того, что мы считаем несправедливым, если только мы не действуем исключительно мстительно.

«Держать в себе гнев — это все равно, что держать в руках горячий уголь с намерением бросить его в кого-то другого; вы — тот, кто обожжется».

-Будда

Прощение переживается на индивидуальном уровне, происходит изменение в поведении, мышлении и эмоциях страдающего, но в то же время его можно считать межличностным, поскольку оно происходит в конкретной ситуации и с конкретными ролями: обидчик — обиженный.

Процессы, связанные с прощением

За последние 20 лет в психологии возрос интерес к изучению прощения с целью рассмотрения двух процессов:

  • С одной стороны, прощение является ключевым аспектом в восстановлении эмоциональных ран, например, в случае неверности в паре, когда обманутый человек может чувствовать себя преданным своим партнером.
  • Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований связи между прощением и здоровьем, как физическим, так и психическим.

Виды прощения

С точки зрения тех, кто испытывал обиду в близких и более повседневных отношениях, можно выделить три типа прощения:

  • Эпизодическое прощение: связано с конкретным правонарушением в конкретной ситуации.
  • Диадическое прощение: склонность к прощению в рамках отношений, например, в паре или семье.
  • Диспозиционное прощение: черта личности человека, его готовность прощать с течением времени и в различных ситуациях.

Эти три элемента вместе влияют на нашу способность прощать и на то, как мы выбираем прощать.

Позиции по вопросу прощения

Существует три позиции по вопросу прощения, которые так или иначе предрасполагают нас при попытке ответить на вопрос о том, как прощать. К ним относятся следующие:

  1. Первая и самая распространенная позиция. Она считает прощение необходимым для исцеления эмоциональных ран и подчеркивает, насколько оно полезно для здоровья, как физического, так и психического. Он очень полезен для лечения чувства тревоги и гнева, а также является очень эффективным клиническим инструментом для людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Ему приписываются такие ценности, как сострадание и смирение.
  2. Вторая позиция имеет иной взгляд на прощение, чем первая. Она считает, что в некоторых случаях непрощение также полезно, так как отказ от прощения может нанести вред прощающему и подвергнуть риску группы, находящиеся в уязвимых ситуациях, таких как жестокое обращение или плохое обращение. Они отстаивают такие ценности, как равенство, справедливость и расширение прав и возможностей.
  3. Третья позиция находится на промежуточном уровне между двумя предыдущими. В нем подчеркивается, что прощение происходит в определенном контексте, поэтому необходимо оценивать каждую ситуацию. Решение прощать или не прощать лежит на человеке, которого обидели, и оно может быть введено на терапевтическом уровне, пока пациент свободно решает это сделать. Поэтому, с этой точки зрения, прощение может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от контекста, в котором происходили события.

Факторы, влияющие на прощение

Для того чтобы немного глубже погрузиться в мир прощения, описаны основные характеристики или переменные, которые влияют на окончательное решение:

Оправдание: это внутренний процесс, в ходе которого пострадавший анализирует и глубже понимает ситуацию, причинившую ему вред. (Hargrave & Sells, 1997).

  • Характеристики прощения: это зависит от того, считаем ли мы, что человек действовал, чтобы причинить нам боль, или думаем, что он не хотел этого, чем более доброжелательно мы воспринимаем действия другого человека, тем больше вероятность того, что мы согласимся простить его. С другой стороны, люди, готовые простить, обладают большей способностью контролировать свои эмоции, так же как людям с тревожностью или депрессией сложнее простить.
  • Характеристика правонарушения: чем серьезнее правонарушение, тем меньше вероятность прощения.
  • Характеристика обидчика: смиренное признание фактов и искреннее извинение способствуют прощению.

Прощение себя

Прощение может быть сосредоточено на отношениях с другими людьми, но оно также может быть сосредоточено на самом себе, то есть на самовосприятии и Я-концепции. Уметь успешно управлять прощением по отношению к самому себе означает быть более или менее успешным в том, чтобы не подвергаться вторжению дискомфорта, который может вызвать чувство вины.

Хо’опонопоно: философия жизни, основанная на прощении

Если вы считаете, что для того, чтобы быть счастливым, вам необходимо простить себя и других, возможно, вам будет полезна гавайская философия под названием «Хо’опонопоно».

Оставьте комментарий

Adblock
detector