Главная » Воспитание детей

Мотивация в математике

Как заставить ребенка делать что-либо? Не заставляйте. Мотивируйте.

Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос: как мотивировать ребенка. Я убеждена, что любое, даже самое неприятное занятие можно превратить в игру. Но не всегда есть силы, время, вдохновение. А между тем нам нужно, чтобы ребенок каждый день убирал игрушки или делал уроки. Поэтому в последнее время мне нравится использовать мотиваторы, в которых дела остаются без изменений, но для ребенка добавляется новый смысл их выполнения. Как же мотивировать ребенка? Вот несколько удачных идей, буду рада, если поделитесь своими. А дальше расскажу, как нельзя мотивировать ребенка.Пирамида. На листе в клетку нарисуйте ступенчатую пирамиду. Договоритесь с ребенком, выполнение каких дел позволит зарисовывать (или заполнять наклейками) клетки этой пирамиды начиная от основания и до вершины. За то, что ребенок дойдет до вершины – пообещайте награду. Если пирамида высокая – могут быть и промежуточные награды на разной высоте.

Питомец

Расскажу на примере. Сейчас мой сын растит виртуального хомячка. Его нужно кормить (выполнять задания по математике), выгуливать (выполнять задания по русскому), ласкать (заниматься каллиграфией), чистить (делать что-то полезное по дому) и играть с ним (любые игры, поделки).
То есть хомячок нарисованный, но дела в скобках — самые настоящие. и после каждого дела можно ставить рядом с соотвествующим параметром хомячка плюсик. набралось определенное число плюсиков по всем позициям — хомячок подрос. Если что-то ребенок отказывается делать — хомячок грустнеет, грязнеет, болеет. Но Митя пока сам помнит и с утра начинает заниматься питомцем, придумывая, что тест по математике — это морковка, а примеры на умножение — капуста. в общем хомячку пока живется хорошо. И нам тоже.Может, идея и не продержится долго. Но затрат сил такой мотиватор требует минимальных. и можно ведь выращивать не хомячка, а какой-нибудь шарик с глазками — его и менять проще, и навыков рисования не потребуется.

Любителям РПГ

Заведите карточку для любимой игрушки с показателями разных ее умений – силы, ловкости, интеллекта. Договоритесь, какие дела дают опыт в каждом из умений. Установите количество опыта, необходимое, чтобы перейти на следующий уровень. Например, каждое выполнение заданий по математике может давать 10 очков к интеллекту, а каждое мытье полов – 20 очков к аккуратности. Интересно к уровню каждого умения привязать конкретные навыки, чтобы ребенок мог хвастаться, что его игрушка научилась лазить по деревьям и знает два языка.
Таблица полезных привычек. Выберите два-четыре ежедневных дела, которые ребенок никак не научится выполнять без контроля и понуканий. Например, чистку зубов, складывание одежды, упражнения по письму. Расчертите таблицу на месяц, чтобы ежедневно напротив каждого дела ставить плюс или минус. Придумайте поощрения за непрерывные цепочки плюсов. Например, пять плюсов подряд в одной строчке – маленький подарок, пять дней из одних плюсов – более существенный приз.

Радость случайностей

Если вам не так важно, каким из полезных дел будет заниматься ребенок, составьте нумерованный список из пяти дел и предложите кидать кубик, чтобы узнать, чем сегодня заняться. При этом выпавшая шестерка позволит ребенку и вовсе бездельничать.
Комбинации. Если есть много разных дел (например, за лето нужно выполнить задания по всем предметам и дополнительно позаниматься тем, в чем были трудности или вы затеяли мелкий ремонт и генеральную уборку квартиры и ждете помощи от ребенка) можно составить их список. И каждому виду занятий присвоить какой-то знак (круг, треугольник, квадрат итп). Отдельно сделайте таблицу начисления очков, позволяющую обменивать разные комбинации знаков. Таким образом отдельной игрой будет собирать эти знаки и рассчитывать, какие комбинации дадут больше победных очков.

Книга рекордов

В такую книгу можно записывать достижения – целая строчка красиво написанных букв, неделя чистоты в детской, десять дней без капризов. И всячески стимулировать ребенка побить старые рекорды.
Сундуки с сокровищами. Для этого способа потребуется небольшая подготовка. На листе бумаги нужно нарисовать (схематично) комнаты замка и разложить сундуки – картонные прямоугольники. На каждом сундуке нарисовать от одного до трех замков. Теперь за выполнение разных дел можно вручать ребенку ключи – например, нарисованные. И он сам будет решать, какой сундук открыть. На обратной стороне картонного прямоугольника-сундука нужно написать, что там лежит. Это может быть привидение, какой-то смешной предмет или вполне реальное печенье. Если игра длится несколько дней – приклейте края сундуков к полю, чтобы они случайно не слетели и не испортили интригу.
Поезд. Нарисуйте что-то вроде игры-ходилки и за каждое выполнение определенного задания перемещайте поезд по точкам от станции к станции. Доехали до новой станции – вид задания меняется. И ребенок начнет стремиться быстрее куда-то доехать, чтобы узнать, какое задание будет следующим.

Оставьте комментарий