Ребенок НЕ хочет что-то делать? И вы чувствуете, что проблема не в банальном упрямстве. И какая есть причина этого поведения?
Я не открою вам Америку, если скажу, что проблема в мотивации. И это не наше умозаключение, а результаты современных психологических исследований.
Далеко не все родители понимают, как мотивация влияет на успеваемость ребенка в школе, успехи в творческой деятельности, спорте и вообще на желание что-либо делать. В 80%, случаев именно отсутствие мотивации является причиной не желания ребенка заниматься какой-либо активной деятельностью.
Зададимся двумя вопросами:
Что такое мотивация ребенка?
Стоит ли уделять ей внимание и как ее развивать?
Давайте разберемся, что же такое мотивация. Вот одно из лучших определений мотивации.
Мотивация к жизни
Мотивация — это стремление что-либо делать, достигать, двигаться вперед.
Разумеется, каждый взрослый понимает, что это такое и как это работает с ним лично. Взрослый также видит разницу между внутренней и внешней мотивацией. Внутренняя — это самомотивация, когда мы сами поощряем себя за достижение целей, выполнение сложных задач. Например, ходил на пробежку целую неделю — наградил себя посещением СПА. Внешняя — это когда нас поощряют извне, например премии на работе за перевыполненный план.
Во-первых, нужно понять, что ребенок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему постоянно нужны источники извне. Этими источниками являются: родители, близкое окружение и, конечно же, школа. В школе это система оценок, которая, кстати, устроена не лучшим образом. В начале учебного года ученик обычно старается выполнять домашнее задание качественно, получает положительные оценки и искренне радуется им. Правда, через пару месяцев вы замечаете, что времени на выполнение домашнего задания уходит все меньше, оценки становятся все хуже, а ребенок не придает им большого значения. Он(а) с недовольством рассказывает, как получить хорошую оценку помешали внешние факторы: «Учитель несправедлив конкретно к нему (ней)», «Все списали, а он нет», «Учитель бестолково объясняет» ну и т. д. и т. п.
Школьная система не просто перестает мотивировать ребенка на получение знаний, а скорее демотивирует его. Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребенка? «Сделаешь домашнюю работу — пойдешь играть на компьютере или планшете», «Пойдешь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат отнюдь не стимулирует любовь к учебе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать домашнюю работу и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже мы расскажем, как решить эту проблему.
Во-вторых, внешняя мотивация ребенка работает только на коротких дистанциях. Попробуйте, например, пообещать ребенку в начале учебного года какое-то большое вознаграждение за успешную учебу (это может быть новый мобильный телефон, планшет, компьютер, велосипед — то, что для ребенка будет очень большим вознаграждением). Ребенок с радостью начнет старательно учиться первую неделю, в лучшем случае первые 2-3 недели. Далее вы увидите, что пыл его спал.
Другое дело, если вы пообещаете намного меньшее, но все же значимое вознаграждение за неделю хорошей учебы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае у большинства детей получается отлично справляться с задачей.
Наверное, вам сейчас понятно, почему на ребенка плохо действуют такие уговоры, как: «Нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет», «Если будешь хорошо учиться, будешь работать на хорошей работе и много зарабатывать». Для ребенка, особенно в начальной школе, университет или работа — это те события, которые произойдут с ним через 9-15 лет. Это временные периоды, которые в несколько раз больше его осознанной жизни1
Естественно, он(а) может лишь смутно связать эти два события. Ребенок вас, конечно, услышит, правда, вряд ли это будет достаточным основанием, для того чтобы он как-то пересмотрел отношение к учебе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха: «Вот смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить ее, потому что хорошо учился», «Смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах» и т.д.
В-третьих, в теме мотивации детей есть очень важное понятие — зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Говоря простым языком, это разница между тем, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне (родителя или учителя).
В действительности это одно из важнейших понятий для правильного воспитания и развития ребенка. Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые ребенок может сделать сам. Именно в умении правильно отслеживать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помогать ребенку, кроется успех правильного развития и воспитания.
Даже если ребенок говорит вам: «Мамочка, я не могу это сделать сам, помоги, пожалуйста, это задание очень сложное!» — и зовет вас на помощь, НЕ ПОМОГАЙТЕ! Естественно, когда вы отказываете ребенку, необходимо пояснить причину отказа. Можно сказать: «Сынок, у меня сейчас тоже есть дела, каждый должен выполнять свою работу. Я верю, что ты справишься!» или что-то в таком духе. Либо, опираясь на факты, поясните, что это уже пройденная тема и он сможет решить это задание самостоятельно.
Причем тут мотивация?
Если вы с детства будете выполнять за ребенка все задания, то в итоге получите беспомощного молодого человека или девушку. Это будет неуверенный в себе человек, который не сможет и шагу ступить без помощи родителя. Фактически такая помощь — это костыли, привыкнуть к которым очень легко. Правда, потом жить без них очень проблематично. Вы даже не представляете, сколько судеб погублено из-за нарушения родителями этого простого принципа.
Верьте в своего ребенка и прислушивайтесь к нему, и тогда вы увидите самостоятельную личность, знающую, что ребенок хочет и что он должен делать.
Исследуй дальше: 5 причин, по которым вам следует сохранять спокойствие и не кричать на детей