Главная » Прописи

Знакомство с буквами Каллиграфии

Зачем нужна Каллиграфия и какие бывают методы обучения каллиграфии. Какие бывают ошибки в обучении. Эти ответы вы найдете в нашей статье.

4

Навык каллиграфического письма

Проблема формирования у младших школьников каллиграфического навыка была и остается одной из самых актуальных проблем в обучении. Особенно остра эта проблема для первоклассников, для которых важно вызвать и поддержать интерес к учению как новой осваиваемой им деятельности.

Реальная школьная практика показывает, что процесс формирования каллиграфического письма не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык.

Каллиграфия для начинающих

При знакомстве для начинающих с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов в калилиграфии, а не над ее целостным написанием. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

При этом особое значение приобретает разработка тех методов и приемов, которые сделают для ученика сложный процесс овладения письмом не изнуряющим и утомительным, а увлекательным и результативным.

Обучая каллиграфии первоклассников, на своих уроках я целенаправленно решила работать над преодолением тех трудностей, с которыми сталкивается учащийся, и исправлением типичных каллиграфических ошибок, которые частотны для данного класса.

Каллиграфические ошибки

Предварительно я проанализировала детские работы и выявила типичные каллиграфические ошибки. Наиболее распространенными являются следующие: неправильный наклон при письме, при этом в трети работ встречается наклон в левую сторону, что свидетельствует о том, что ученики еще не донца научились ориентироваться в тетради; разная ширина и высота букв в одном и том же слове, несоразмерность в выполнении интервалов между словами.

Наблюдалась быстрая усталость и утомляемость детей, небрежное отношение к самой работе.

Частотные ошибки в написании букв связаны в первую очередь с пропуском  каллиграфичных элементов, искажении формы заглавных букв, букв, содержащих петельку, ошибочном соединении букв. Высокий процент каллиграфических ошибок подвел к организации и проведении специального обучения, направленного на развитие красивого и аккуратного почерка. В чем отличие нашего подхода от традиционного?

Во-первых, увеличилось по времени прохождение подготовительной ступени за счет параллельной работы над каллиграфией -элементами букв и написанием самих букв. Bo-вторых, каждый шаг в подготовительной работе был представлен в виде правил (инструкций), понятных ребенку, что позволяло ученику самостоятельно, дома отрабатывать запись тex или иных элементов букв.

В-третьих, было организовано выполнение каллиграфических упражнений в игровой форме, привлекались такие формы, как раскрашивание предмета, рисование, штриховка (например, нарисуй рот первоклассника, когда он говорит «О!», найди знакомый элемент, раскрась его: нарисуй зонтик так, чтобы его ручка была похожа на знакомый тебе элемент буквы).

В-четвертых, осуществлялась обратная связь: мы отслеживали, как пишут дети дома. Самостоятельно выполненные во внеурочное время записи оценивались (словесно, вывешивались на доске, в виде благодарностей детям, родителям). Такой прием помог организовать дополнительную письменную работу, смотивировать детей на занятия по письму, привлечь родителей для оказания помощи первокласснику, вызвал у детей желание писать аккуратно, старательно и красиво.

Чтобы результативно обучать детей, чтобы каждый ребенок был успешен, на уроках письма я стремилась следовать принципу комфортности, используя игровые и неигровые формы обучения, учитывая, что в классе имеются леворукие и праворукие дети.

Прописи для Каллиграфии

Работая в прописях, дети выполняли два вида упражнений: 1) обводили по контуру рисунки, содержащие наиболее частотные элементы букв; 2) наносили штриховку в разных направлениях, но преимущественно с направлением вправо. В ходе выполнения этих упражнений решается несколько задач: отрабатывается ритмичность письма, его линейность, независимость от нажима и инструмента письма; вырабатывается правильная осанка, отслеживается положение тетради на парте («уголком»).

Для леворуких детей каллиграфия и элементы письма демонстрировались отдельно, и наклон тетради у них был, соответственно, в другую сторону.

Прописные Задания

Задания в прописи выполнялись в определенной последовательности: 1. Рассматриваем образец, определяем, откуда рука начнет движение и где она его закончит. 2. Выполняем однообразные, повторяющиеся действия в образцах. 3. Пишем небольшими «островками», т.е. обычно обводим по три одинаковых элемента, чтобы соблюсти ритмичность. 4. Анализируем написанное.

Любому написанию предшествовал анализ каллиграфии: какие элементы букв или буквы находятся на этой строке, какова закономерность их расположения, для чего используются, например, наклонные линии (как показатели наклона и высоты букв) и т.д. Далее мы определяли последовательность движения руки и оговаривали цвет, которым выполняется задание.

При обучении написанию букв ведущим приемом у нас был показ написания буквы и объяснение способов написания языковых единиц. Этот прием широко используется в традиционной методике, однако и здесь мы внесли свои дополнения.

Методика каллиграфии

Во-первых, были предложены разнообразные методические способы подачи материала: показ осуществлял учитель, презентация слайд-шоу (поэлементный показ двигательных элементов буквы), показ написания родителями (запись на видеокассету).

Предварительно на родительских собраниях родителям была предложена для ознакомления методика формирования каллиграфических умений, проведены необходимые занятия, осуществлена запись на камеру показа родителями записи буквы по образцу.

Надо отметить, что показ записи буквы родителями имел в классе особый успех: родители с воодушевлением отнеслись к оказанию такой своеобразной «методической помощи», дети же с интересом ждали момента урока, когда «обучать» будут родители, с легкостью повторяли запись вслед за родителями, сравнивали свои результаты и показанными буквами, гордились красивым почерком мамы. Более того, ученики почувствовали благожелательное настроение и учителя, и родителей и оценили их помощь.

Во-вторых, я организовала работу над письмом во внеурочное время, во время перемены, при этом ученики выполняли задания по собственному желанию, без принуждения со стороны учителя.

Уроки или Игровые Задания

Представим такие уроки.

1. Задания в дополнительном альбоме. В альбоме нанесен трафарет, который выполнен шилом. Образ буквы ученик изучает через осязание (ученик ощупывает наколки букв или их элементы).

2. Оформляется постоянно действующий стенд по каллиграфии (сменяемое полотно). Например, вывешивается плакат «Чем отличаются буквы?».

Игра «Буквоедик». Детям предлагаются на стенде фрагменты буквы (полубуковки). Какое слово обглодала гусеница? Допиши букву.

На перемене на доске висит образец с буквой, стоит вода и кисточки. Желающие могут обводить букву по контуру.

В-третьих, я использовала приемы, позволяющие ученику увидеть каллиграфические ошибки и исправить их.

1. Наложение правильного написания. Работа с копиркой или прозрачной пленкой – сразу детям виден огрех письма при наложении. Таким образом, они получают уникальную возможность увидеть, сравнить и исправить любую букву.

2. Игра «Выбор». Ученикам предлагаются парные образцы правильного и неправильного написания букв. Покажи букву, которая написана верно.

Игра «Дом находок» (закрепляется умение запоминать буквы). Какая буква потеряла элемент (полуовал, петельку и т.д.)?

Анализ Написания

Анализ ошибочного написания. На полотне демонстрируется буква, написанная или сконструированная неправильно, обнаруживается ошибка и её причина. Далее записывается правильный вариант с сопутствующим объяснением. Такая систематическая и целенаправленная работа влияет на успешность формирования индивидуального почерка учащегося.

Оставьте комментарий