Главная » Прописи

Курсы Каллиграфии

Курсы Каллиграфии для начинающих с первого урока предполагают соблюдение четкой последовательности действий. Это работающий алгоритм, четкий скрипт, требующий точного выполнения всех описанных шагов.

  •  Жирным шрифтом выделено название этапа работы, ниже находится его описание.
  • Справа от черты — прямая речь учителя. Это те слова, которые вы говорите детям.

Учимся писать элементы и буквы 15 шагов по написанию буквы

слова

Шаг 1. Пройдите этап соотнесения звука и буквы.

Ребенок должен уметь выделить звук в слове и понять, при помощи какой буквы этот звук обозначается на письме. Учитель подбирает слова, начинающиеся с одного звука. Этот звук чуть позже детям предстоит записать письменным символом.

Учитель: Выделите первый звук в слове и запишите его печатной буквой.

Шаг 2. Покажите, как выглядит печатная и письменная буква.

Учитель: Ребята, вы отлично выделили первый звук в слове и записали его печатной буквой. А хотите узнать, как записать этот звук письменной буквой?

Шаг 3. Объясните, из каких элементов состоит буква.

Учитель: Давайте посмотрим, из каких элементов состоит эта буква.

Шаг 4. Покажите, как пишется буква. Укажите точку начала и направление движения — траекторию руки.

Учитель: Начинаю писать с …, пишу элемент…, веду соединительную линию… и т.д.

Фразы учителя должны быть просты для понимания и заучивания.

Шаг 5. Сделайте повторный замедленный показ с проговариванием вслух последовательности всех действий, применяя четкую речевую формулу.

Что такое речевая формула

Это простые ясные для ребенка слова, описывающие четкий алгоритм действий. Это критерии, по которым ребенок сможет самостоятельно проанализировать правильность написания буквы. Это речевой контур, внутренний голос, который впоследствии, как радио, будет звучать внутри, направляя движения руки при письме буквы или элемента.

Теория Я. Гальперина, давно известная в педагогическом мире, гласит, что для освоения определенного навыка алгоритм выполнения действия первоначально проговаривается вслух, потом переходит во внутреннюю речь, а позже автоматизируется и выполняется без речевого контроля.

Учитель: Давайте повторим вместе со мной хором еще раз,   из каких элементов состоит буква «…»

Начинаю писать с…, пишу элемент…, веду соединительную линию….

Шаг 6. Выделите критерии контроля правильности написания. Зафиксируйте в схеме цифрами основные параметры, по которым вы будете контролировать букву.

Учитель:   Ребята,   давайте   цифрами   покажем   на   схеме, что мы   будем контролировать при написании этой буквы.

Шаг 7. Выполните неправильный показ.

Учитель вводит роль Незнайки, который постоянно все делал неправильно: «А Незнайка написал вот так!» Учитель намеренно искажает написание всех базовых элементов и узловых соединений, которые дети только что выделили как средство контроля. Производится анализ неправильного написания и всех типичных ошибок.

При этом у учителя появляется повод еще раз спросить детей: «А как же правильно написать элемент или букву?» И ещё раз, многократно проговаривая, хором повторить речевую формулу для правильного написания.

Учитель: Пришел Незнайка на урок, послушал учителя, да и говорит:

-А что тут трудного? Буква как буква. Сейчас я вам её с первого раза напишу.

И Незнайка написал букву вот так…

Учитель берет первый критерий и искажает только его. Например, контроль высоты. Пишет букву намеренно маленькой или большой, выходящей за пределы рабочей строки.

Дети кричат: «Неправильно!» (Настроение, кстати, на этом этапе у всех отличное)

Учитель: Как неправильно? Что неправильно? А что же нарушил Незнайка? А как же правильно?

Дети повторяют вслух правильный способ написания нарушенного элемента.

Учитель: — А, так бы сразу и сказали… Все понятно,- сказал Незнайка и записал букву ВОТ ТАК….

Учитель делает намеренное искажение второго выделенного параметра контроля.

Дети снова смеются, опять исправляют Незнайку, и вновь хором проговаривают речевую формулу.

К моменту полного завершения разбора написания буквы они успеют сказать речевую формулу около 5-6 раз. Так в игровой форме происходит заучивание алгоритма будущих действий.

Шаг 8. Выполните итоговое повторение речевой формулы.

Дети хором вместе с учителем проговаривают всю последовательность действий с применением четкой речевой формулы.

Учитель: Давайте повторим еще раз хором все шаги по порядку.

Шаг 9.   Выполните   в   прописи     задания   из   раздела     «Подготовительные упражнения»

Учитель: Ну что ж, ребята, Незнайку мы научили, теперь перейдем к работе в прописи. И потренируемся писать все элементы по порядку.

Шаг 10. Выполните тренировочные упражнения в прописи

Учитель: Ребята, пропишите строчку элементов (букв) самостоятельно.

Тренировка каллиграфии до полной победы. Что это значит? Если в процессе письма у ребенка что-то не получается, он начинает сильно расстраиваться, может заплакать, впасть в агрессию, швырнуть тетрадь, отказаться от дальнейшей работы. Из всех этих ситуаций есть один правильный выход- ПРОВЕСТИ РЕБЕНКА СКВОЗЬ ТРУДНОСТЬ, сохраняя спокойствие. ЧТО бы он ни делал, какими бы неадекватными действиями не провоцировал вас на агрессиию, вы должны помнить, что причина этого поведения- ТРУДНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ВСЕГО ЛИШЬ ОДНОГО ЭЛЕМЕНТА. Ребенок не имеет цели оскорбить вас или обидеть. У него не получается. Ему трудно, он не знает как справиться. Он нервничает.

Вы — тренер, вы растите спортсмена. Вряд ли тренер в спортзале будет эмоционально реагировать, если спортсмен заплачет, скажет, что он устал, ему тяжело. Тренер сохраняет спокойствие и продолжает тренировку. Заключите с

детьми договор о достижении результата и продолжайте тренироваться ДО ПОЛНОЙ ПОБЕДЫ!

Учитель: Ребята, наша цель сегодня — научиться писать эту букву. Для этого нам придется много тренироваться. Кто знает, что такое тренировка? Это многократный повтор одного и того же действия для укрепления силы. Кто занимается спортом? Кто хоть раз был на уроке физкультуры? На тренировке бывает трудно?

—   Да!
—    А бывает больно?
— Да.
— А нужно сдаваться, если тебе трудно, если болят пальцы или ты устал?
— Нет!
— Здорово!
— Если спортсмен сдается, сможет он достичь победы?
— Нет!
— Тогда нам нужно принять одно важное правило: «НИКОГДА НЕ СДАВАТЬСЯ, и продолжать выполнять задание ДО ПОЛНОЙ ПОБЕДЫ!» Вы согласны?
— Да.
— Отлично! Тренируемся!

Шаг 11. Перейдите к написанию букв в тетради без дополнительных разлиновок.

Дайте детям задание прописать самостоятельно 3 буквы в обычной тетради и проанализировать результат.

Дети пишут, проводят самоанализ в соответствии с выделенными параметрами контроля, корректируют недочеты, исправляют ошибки.

Если определенные нарушения в письме встречаются у большинства детей, то учитель снова выносит типичную ошибку на доску и показывает способы устранения неправильного написания.

Учитель: Посмотрела я в тетрадки ребят и увидела вот такое написание… Давайте разберемся, как это можно исправить.

При выполнении данного этапа будьте корректны, не называйте имена учеников, допустивших ошибки.

Шаг 12. Отработайте соединения.

Объясняйте   каждый   вид   соединения   отдельно.   Подкрепляете   практикой. Объяснили — написали. Снова объяснили — опять попрактиковались.

При написании соединений обращаем внимание на:

1) УЗЛОВЫЕ ТОЧКИ -место соединения;

2)   РАССТОЯНИЕ между буквами.

Каждый вид соединения — это отдельное мелкомоторное движение руки, которое должно успеть закрепиться за время занятия.

Учитель: Давайте посмотрим, как эта буква соединяется с другими буквами.

Существует такой-то…. вид соединения.

Чтобы его написать, посмотрим, откуда пишется следующая буква, сверху или снизу, найдем точку соединения.

Проверим, какое расстояние мы должны соблюдать между буквами.

Шаг 13. Проведите этап «Автоматизация навыка».

Попросите вашего ученика написать три буквы, три элемента, три соединения. Если мы видим, что ребенок успешно справляется с определенным типом упражнения, выполняет его легко и правильно, не тратьте время, переходите к следующему заданию.

Если трудности все еще существуют, тренируемся дальше!

Учитель: Смотри, как у тебя отлично получается. Давай напишем еще 3 буквы; если все получится хорошо, то это упражнение дальше выполнять не нужно. Переходи к следующему заданию. Согласен?

Шаг 14. Проведите упражнение «Письмо на скорость».

(Пишем элементы, буквы, соединения за 1 минуту)

Данный вид задания применяется только тогда, когда вы уверены, что ПРАВИЛЬНОЕ написание буквы или элемента освоено ПОЛНОСТЬЮ.

Движения правильны — начинаем ускоряться. Вспомним уроки танцев. Сначала все движения разучиваем медленно и по отдельности. Затем немного ускоряемся и с каждой последующей тренировкой увеличиваем скорость.

В тренировке по каллиграфии для начинающих та же последовательность:

  • разбор мелкомоторных движений по выставленным ориентирам;
  • медленное письмо вначале первой тренировки;
  • некоторое ускорение в конце первой тренировки;
  • тренировка в быстром темпе на следующем занятии.

Учитель: Ну что ж, ребята, а давайте проверим, сколько букв вы успеете КРАСИВО записать за ОДНУ МИНУТУ? Готовы? Начали!

Дети пишут ровно одну минуту. По истечении времени учитель дает команду: «Закончили!»

Учитель; Поставьте вертикальную черту в том месте, где вы закончили писать.   На   полях   запишите   карандашом,   сколько   букв   удалось записать за 1 минуту.

Вторая попытка. Ваша задача- улучшить результат   и за это же время записать КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО хотя бы на 1 букву больше.

Готовы? Начали!

Поставьте вертикальную черту в том месте, где вы закончили писать. На полях запишите карандашом ваш результат за 1 минуту.

И третья попытка!

Действие проводится три раза. Как правило, этого игрового момента достаточно для того, чтобы ребенок каждый раз старался выходить за пределы своих прежних скоростных возможностей.

Вы увидите, как растет мотивация и желание победить самого себя, перепрыгнуть через прежнее достижение и достичь новых высот.

Шаг 15. Дайте домашнее задание

Дома тренироваться нужно всем! Объем заданий определяется учителем в зависимости от возраста и особенностей ребенка. Слишком много задавать не нужно. В домашних заданиях не должно быть новых неизвестных элементов. Дома закрепляем достижения, полученные в классе.

Что делать, если родители и дети не выполняют домашнее задание?

Или ребенок сопротивляется и не хочет  учиться дома?

Учитель: Обязательным условием обучения в нашем центре является выполнение домашнего задания. Вам необходимо не только прописать букву, но и сделать видеозапись процесса выполнения домашнего задания и прислать мне на адрес.

Видео говорит о многом: о стиле общения родителей за пределами стен учебного центра, о тоне голоса, о намерениях в тренировке.

Если вы не хотите смотреть видео, попросите прислать фото финальной работы. Ответственность вырастает у всех: и у детей, и у взрослых.

Делайте упор на то, что ребенок пришел на КУРСЫ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ и должен достичь успешного результата в предельно короткие сроки. ВЫ — тренер по личным рекордам ребенка. Тренер — это не сказочник. Он не рассказывает, КАК НАДО делать, ОН ДЕЛАЕТ.

Итак, выделим основные этапы каллиграфии для начинающих в изучении новой буквы.

  • Пройдите этап соотнесения звука и буквы. Ребенок должен уметь обозначить звук буквой.
  • Покажите, как выглядит печатная и письменная буква.
  • Объясните, из каких элементов состоит буква.
  • Покажите, как пишется буква. Укажите точку начала и направление движения, траекторию руки.
  • Сделайте повторный замедленный показ с проговариванием вслух последовательности всех действий, применяя четкую речевую формулу.
  • Выделите критерии контроля правильности написания. Зафиксируйте в схеме цифрами основные параметы, по которым вы будетеконтролировать букву.
  • Выполните неправильный показ.
  • Выполните итоговое повторение речевой формулы.
  • Выполните в прописи задания из раздела «Подготовительные упражнения».
  • Выполните тренировочные упражнения в прописи.
  • Перейдите к написанию букв в в тетради без дополнительных разлиновок.
  • Отработайте соединения.
  • Проведите этап «Автоматизация навыка».
  • Проведите упражнение «Письмо на скорость» (пишем за 1 минуту).
  • Дайте домашнее задание.

Оставьте комментарий