Главная » Ментальная Арифметика

Ментальная арифметика для школы за или против

Алла Ромашкина, научный консультант компании Sirius. Учитель, кандидат психологических наук, рассказывает, чем может быть хороша, а чем вредна много известная сейчас ментальная арифметика и как может она стать результативно эффективной для познания и узнавания всей математики в целом.

ментальная математика

Уникальный счетный инструмент для работников торговли

Первоначально ментальная арифметика применялась японскими торговцами для довольно быстрых подсчетов со своими покупателями. Не просто так расчетах использовался абакус, это древний своего рода калькулятор.

Абакус имеет четыре бусенки или по другому костяшки на каждой линейке и отдельно костяшку с верху, обозначающую пятерку. Таким образом, любое число может быть обозначено в виде набора единиц, либо в виде десятков, сотен, тысяч и тому подобному.

От обычных  русских счётов с десятью бусинками или по другому костяшками в ряду, которые и сейчас редко где, но еще все таки возможно увидеть в магазинах, абакус имеет отличия тем, что кроме структуры всех чисел в обычной десятичной системе, в одно время прибавляется система внутри десятков. Чем может помочь деление на пятерки? Это система подталкивает нас считать так, как своего рода мы бы считали на пальцах. Поэтому результат делает расчёты молниеносно быстрыми. То есть  счетный абакус совершенно подходит торговцам, как и было задумано при в создавании счетов.

Сомнительный инструмент образования

Последователи ментальной арифметики представляют её как идеальный детям способ освоения устного счёта на «отлично». А вот так ли это, мы сейчас и разберем?

Изучение, в отличие от обыденной задачи быстрого расчёта, подразумевает, что нужно научить ребёнка понимать, как он делает расчет. Любое ясное понимание математики – это изучение математических  знаний и конечно же понятий, которые подаются через наглядные обучающие пособия, далее иллюстрацией и затем абстрактными образами. В ментальной арифметике поддаются так же – счёты с бусинками или по другому костяшками, далее мнемонические карточки, затем обучается счёт в уме. Ученикам предлагается только расчетный алгоритм действий, и связанный он с абакусом. Далее нужно уже самостоятельно заниматься в развитии абстрактных рассчетов и подсчетах. Нужно подчеркнуть то, что к сожалению данное обучение Самой Ментальной Арифметике  у нас идет не в обиходе т е мы не изучаем предмет в школах как например в Китае или в Японии, Казахстане или в Турции. И время педагога потрачено на закрепление у ребенка быстрого расчета и подсчета цифр. Хорошо было бы если было бы продолжение этой счетной системы в школах. Как дополнение счетов в абстрактных расчетах и абстрактных задачах. Это все возможно.

Кроме того, ментальная арифметика раскрывает, в ребёнке то что он умеет быстро раскладывать в уме цифру например семь как 5+2, или цифру девять как 5+4, знает очень хорошо состав всех чисел, может легко сложить цифры 8 и 5, разложив 5 на 2 и 3, и прибавив 3 к 10.

Многие полагают , что в методике нет наглядного изучения состава чисел до 10, только есть до 5, а от 6 до 10 приходится зубрить, но это все зависит от того как учитель раскроет материал. Поверьте в школах зубрежки будет намного больше. Ментальная же арифметика дает понимания арифметических действий, и многое зависит от программы обучения и предоставления материала. Цель методики получить быстрый ответ и конечно дать и понятие в ответе.

Еще хотелось бы сказать о новых минусах в обучении, есть огромный минус и заключается он в том, что преподавателей берут всех кто хочет заработать, а не обучить детей.

Расскажу по своем опыте.

Не зная еще методику обучения Ментальной Арифметики я отдала своего ребенка довольно в крупную и развивающуюся компанию. Эта компания в 2017 году лидировала на рынке по обучению детей. Но, как я поняла компания просто зарабатывала а не обучала, так как брала в обучении людей для детей не педагогов, а просто скажу утрированно, но оно так и есть «прохожих», у них даже образования ни какого не было. Эти люди не заинтересованны были обучать моего ребенка, мы сами стали узнавать о методике, далее поехали в заграницу рассматривая как обучаются дети в Японии, где эта культура обучения идет чуть ли с пеленок.

Это был наш опыт. Мы проучились в школе 2 года и ушли обучаясь уже сами. Далее уже узнав методику стали приглашать уже преподавателей математики, да именно преподавателей математики , т к именно они и должны обучать этой методике наших детей, что бы развить не только счет , но и образное мышление. Если у вас нет такого педагога, не отчаивайтесь изучайте методику сами с ребенком далее просто постарайтесь найти педагога, который бы обучал  математике детей. Я уверенна если это любитель этой удивительной науки он не оставит вас заниматься одним, он поймет вас и с увлечением поможет в развитии образного восприятия чисел.

Сейчас мы очень хорошо считаем, и проблем с абстрактным мышлением у нас нет, все прекрасно.

Какие есть недостатки от раннего обучения

счеты

Предположим, что  ваш ребёнок научился быстро считать до шести к примеру лет с помощью ментальной арифметики. Что же будет дальше? Ребенок идет в школу, объяснения учителя ему , вы наверное будете думать не будут интересны, но нет, будут , ребенку всегда будет интересно там где он доминирует. Просто ваш ребенок будет правой рукой для педагога. Помощником, и поверьте ему будет интерено узнать как могут считать и другие люди. Говорим от личного опыта, опыт моей дочки.

Да, есть один момент, Ментальная арифметика не дает возможности делать приближенные вычисления в начале обучения, но согласитесь и при обычном изучении математике тоже нет такого. Ребенок  по началу будет бессознательно  обращаться к одному расчетному алгоритму, который для него прост и понятен и это естественно. При нашей жизни необходима гибкость мышления, использование различные методы эффективного счёта. Настоящий устный счёт означает, что изначально мы выбираем способ счёта, который лучше подойдёт в конкретном данном случае.

Нужно помнить про взаимосвязь математических операций и их многомерность

Ребёнку, изучающую и освоившую ментальную арифметику, будет не так сложно понять, что есть не только десятичная система строения чисел, но и двоичная, семеричная, двенадцатеричная , и двадцатеричная и так далее. Любая привязочка к десятичной системе поможет жизнь ученика в дальнейшем обучении.

По практике этот метод не хуже готовит и к освоению корней, логарифмов и степеней. Освоение дробей,  происходит естественным способом, переход от десятичных дробей к обычным. Десятичные дроби после обучения ментальной арифметики даются легко, а вот обычные дроби не проблема хотя для обычных детей это одна из основополагающих тем школьной программы настоящая проблема.

Из научного исследования о том что лобные доли, которые отвечают в человеческом мозгу за функциональность программирования и контроля, окончательно созревают у человека к 22 годам. Даже в 10 лет они находятся в стадии формирования. Исходя из этого нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей начальной школы, а тем более дошкольников, не может оказаться чрезмерной. Она лишь будет стимулировать ребенка у познаванию в дальнейшем еще больше информации.

Даже цифровые технологии не выигрывают у ментальной арифметики, особенно когда речь идёт о том, чтобы ребёнок понял «механизм» математики и в последующем легче осваивал темы в средней школе и далее ВУЗ.

Рассмотрим  задания в Учебнике – во-первых, можно решить много вариантов по темам, и старый  может и быть добрый принцип «повторение – мать учения» никто не собирался отменять.:)

Во-вторых, не обязательно и писать от руки, больше времени получается можно уделить счёту, детки могут успевать прорешать больше по времени.

В-третьих, и родители, и педагоги учителя в наблюдениях увидят высокую мотивацию у детей и проявленный интерес к подаче и содержанию материала. Так же подчеркнем, что при всём этом задания выдаются так же  учителями, соответствующими научными сотрудниками и общей логике учебной программы.

А когда ментальная арифметика может быть полезна?

вычисляют

Обучению малышей ментальной арифметике до школы я бы точно рекомендовала, но только с учителем математики. Также этот метод может быть полезен и школьникам, которые уже в школе стали испытывать трудности в счете. Знание этого обучения даст уверенность  в себе и свободу при вычислениях. Школьную программу в ментальной арифметикой лучше не отставать, и не обгонять. Так как она быть также полезной в разных классах, особенно когда идет обучение на  умножение .

Ментальная арифметика может помочь малышам, овладеть определенными навыками и знаниями, особенно когда есть столкновение с трудностями в математике.

Абакус полезен же тем, что он предоставляется детям в наглядном виде, ребёнок может «посчитать так же руками». Он также развивает функции быстрого программирования и контроля над собой: например, если нам нужно сделать хоть одну операцию в рамках другой, нужно запомнить предварительный результат, использовать в следующей операции и тому подобное. Это даёт эффективную и показательную нагрузку на рабочую память, на зрительное пространственное функционирование и это очень все хорошо для детей в целом.

Вообще же я скорее бы так же рекомендовала ментальную арифметику и детям и пожилым людям, просто как гимнастику для мозга. 🙂

Оставьте комментарий