На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение.
1) Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с КООРДИНАЦИЕЙ движений, умением управлять своим телом — регулированием крупной и мелкой МОТОРИКИ.
2) Развитое чувство ритма играет большую роль в развитии РЕЧИ.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
3) Чувство ритма играет важную роль в ОБУЧЕНИИ. Это и умение делить слова на слоги, и заучивание наизусть, и обучение выразительному чтению и т.д.
Усвоив, например, ритм (размер) стихотворения, человек быстрее запоминает его.
Известно, что заучивание быстрее происходит при ритмичных движениях ( вспомните считалки — движение руки, речёвки, маршевые песни — при ходьбе).
С движением легче учить наизусть любые произведения.
Поэтому чувство ритма необходимо развивать, причем в доступной игровой форме:
ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.
ТОП 7 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
- Марш, марш левой!
Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.
Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕи т.п.
2. Оркестр
Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты — бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные — громче.
Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.
3. Непослушные козлики
Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они — козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные — бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).
Например:
та-ТА-та-та-ТА-та-ТА-та-та-ТА.
4. Аплодисменты
Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала — только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.
Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо
или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.
5. Ёжик и барабан
Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.
Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
6. Дождик
Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).
Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.
7. Повторюшка
Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок — протопывать.
Например:
2—2—3
или
3—3—1—3—1
или
1—2—2—2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире — паузы между ударами).