В последние десятилетия была предпринята попытка понять, с помощью исследований поведения людей и млекопитающих, каковы будут механизмы мозга, которые вызывают и регулируют страх и тревогу.
Мы четко установили, что страх возникает при наличии непосредственной и неминуемой угрозы, в то время как тревога, которая определяется как состояние ожидания, вызывается перед лицом вероятной, отдаленной и неопределенной угрозы.
Страх угрозы
Конкретно то, что оба процесса выполняют фундаментальную функцию в выживании индивидуума и вида, поскольку они позволяют субъекту — перед лицом непосредственной опасности или неминуемой угрозы — структурировать функциональное поведение, которое позволяет ему решать эти ситуации или адаптироваться к ним.
Яркий пример этого синтезирован на фотографии, опубликованной весной 2015 года, которая иллюстрирует реакцию сирийской девочки-беженца на щелчок фотоаппарата, который несет журналист. Поведенческая реакция девушки заключалась в том, чтобы поднять руки, как будто она сдалась под угрозой огнестрельного оружия. На фотографии запечатлен ужас войны в выражении ее лица, чтобы выжить, так как девушке пришлось быстро узнать об опасностях, угрожающих жизни; а также как вести себя, столкнувшись с ними.
На основе этого знания мы можем установить необходимость классифицировать страх и тревогу как врожденные и приобретенные. Для социальных видов, таких как люди, страх часто приобретается косвенно через социальную передачу. Обширные данные исследований на людях и животных свидетельствуют о том, что социальные сигналы модулируют как обучение, так и угасание усвоенного страха. Исследования показывают, что воздействие угрожающих социальных стимулов, зафиксированных через зрение, слух или запах другого напуганного человека, может вызвать или усилить реакцию страха, называя этот процесс «заражением страхом». Поведенческая реакция на страх со стороны другого человека в сочетании с угрожающим стимулом, который вызывает у него страх, он может стать угрожающим стимулом без реального угрожающего стимула. Например, если человек находится на концерте, и вдруг все посетители бегут к выходным дверям, они сразу же испугаются опасной ситуации, даже если не смогут ее показать. Этот феномен называется «косвенным обучением страху» или «обучением страху посредством наблюдения».
И наоборот, социальные стимулы также могут уменьшить страх, указывая на защиту или безопасность. Например, физическое присутствие компаньона может ослабить реакцию страха и смягчить обучение страху у человека, который подвергается опасной ситуации. Это явление известно как «социальная буферизация страха». Также было показано, что присутствие компаньона защищает от приобретения и увеличивает угасание выученного страха посредством процессов, называемых «иммунизацией» и «косвенным исчезновением страха» соответственно.
Социальный контекст
Из-за вышесказанного социальный контекст играет важную роль в регулировании страха. Социальные факторы также влияют на тревожность. Кроме того, страх и беспокойство могут передаваться в аналогичных контекстах.
Если то, что мы только что описали, верно, можем ли мы представить, как социальное познание страха влияет на человека в перинатальный период, в детстве и юности? Более того, если мы примем во внимание, что это периоды, когда мозг более восприимчив к неявному обучению (бессознательное), и что то, что усваивается на этих этапах, представляет собой «отметки», которые могут быть неизгладимыми в мозгу взрослого человека, несмотря на нейрональной пластичности.
Например, у грызунов присутствие напуганной матери активирует гормональную ось, которая регулирует реакцию на чрезвычайную ситуацию (гипоталамус-гипофиз-надпочечник) у ее потомства, и вызывает повышение уровня гормона экстренной помощи (кортикостерона) и структуры мозга, который регулирует страх, стресс и восприятие боли (миндалевидное тело).
У людей зависимость маленьких детей от опекунов и связанная с ними высокая чувствительность к эмоциям этих людей предполагает особую роль социального обучения страху в раннем детстве. Окончательный характер этого моделирования будет иметь адаптивную функцию, которая позволит детям рано узнавать от своих родителей о возможных угрозах в окружающем мире. Фактически, исследования на людях показали, что младенцы и маленькие дети, подвергшиеся воздействию новых раздражителей в сочетании с лицами, выражающими страх, учатся выражать страх перед этими раздражителями.
Точно так же социальное дезадаптивное обучение и передача страхов и тревог, таких как те, которые возникают при тревожных расстройствах, таких как фобии и посттравматический стресс, могут быть приобретены через социальную передачу, либо путем наблюдения, либо путем обучения. Передача страха и беспокойства от поколения к поколению может быть объяснена несколькими механизмами, включая генетические и эпигенетические механизмы (условия окружающей среды, которые взаимодействуют с выражением генетического сообщения). Недавнее исследование детей близнецов показало, что связь между родительской тревогой и потомством не зависит от генетической структуры и, вероятно, зависит от родительского моделирования тревожного поведения и социального обучения детей тревоге.
Исследования экспертов
Исследования также показывают, что младенцы и маленькие дети быстро улавливают родительские страхи. К этому следует добавить данные о клиническом лечении тревожности родителей, которые могут предотвратить передачу тревожных расстройств от родителей к детям. Кроме того, положительные образцы для подражания могут косвенно обратить вспять усвоенное тревожное поведение.
Уникальная чувствительность ребенка к родительским эмоциональным состояниям и связанная с этим социальная передача страха и тревоги между родителями и детьми может быть объяснена факторами развития, такими как ранний возраст воздействия, зависимость от опекунов, продолжительность и продолжительность. интенсивность воздействия, не исключая генетических факторов.
Короче говоря, социальная передача страха и тревоги играет важную адаптивную эволюционную функцию и происходит внутриутробно на протяжении всей жизни человека. Социальное обучение страху / тревоге с функциональной точки зрения порождает у взрослых неадаптивные формы поведения, которые не позволяют им адекватно адаптироваться к требованиям их социальной среды. В связи с вышеизложенным важно включить в воспитание ответственность родителей за формирование у своих детей адекватной и соразмерной реакции на опасные ситуации, позволяющей им адаптироваться к меняющимся условиям индивидуального и социального развития.