Обычно дети переходят от одной стадии развития к другой в естественной и предсказуемой последовательности. Однако каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут быть впереди в одной области, например, в языке, но отставать в другой, например, в сенсорном и моторном развитии.
Этапы развития обычно подразделяются на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие и сенсорное и моторное развитие.
Рост и физическое развитие в 4 года
К 4 годам большинство детей:
- С трехлетнего возраста они набрали около 2 кг и выросли примерно на 8 см .
Мышление и рассуждение (когнитивное развитие) в 4 года
К 4 годам большинство детей:
- Они могут назвать свое имя и фамилию.
- Они понимают концепцию счетов и могут знать некоторые цифры.
- Они лучше понимают концепции времени.
- Они могут назвать несколько цветов.
- Они понимают разницу между одинаковыми и разными вещами.
- Они знают, какого они пола, и могут определять пол других.
- Они понимают, что события связаны, хотя их трактовка не всегда логична. Например, ребенок может понять логику того, что стекло может разбиться, если ударить его камнем. Но вы все равно можете бросить камень, думая, что на этот раз стекло не разобьется (магическое мышление)
- Они могут отличить фантазию от реальности. Но они по-прежнему играют в «притворство», что становится все более творческим. Они также могут смешивать фантазию и реальность, когда испытывают стресс или испытывают сильные эмоции. У них могут появиться новые страхи в результате активного воображения.
Аффективное и социальное развитие в 4 года
К 4 годам большинство детей:
- Они видят себя целостными людьми с телом, разумом и чувствами.
- Они понимают, что могут причинить себе физический вред, что иногда делает их очень чувствительными к своему телу.
- Им интересны новые впечатления.
- Они сотрудничают с другими детьми и с их помощью могут договариваться о решениях конфликтов.
- Они чередуются между требовательностью и сотрудничеством.
- Они сами одеваются и раздеваются.
- Они играют в маму или папу.
- Они явно более независимы.
Развитие языка в 4 года
К 4 годам большинство детей:
- Они используют предложения от 5 до 6 слов.
- Они говорят достаточно ясно, чтобы их могли понять посторонние.
- Они могут описать то, что с ними случилось.
- Они поют песни.
- Они рассказывают короткий рассказ точно так же, как запоминают его части.
Сенсорное и моторное развитие в 4 года
К 4 годам большинство детей:
- Стоят на одной ноге.
- Они с легкостью двигаются вперед и назад.
- Они могут подниматься и спускаться по лестнице, не держась ни за что для поддержки.
- Они ездят на трехколесном велосипеде или велосипеде с обучающими колесами.
- Они бросают мяч через плечо и иногда ловят прыгающий мяч. Они также могут пнуть мяч вперед.
К 4 годам большинство детей могут использовать свои руки и пальцы (мелкая моторика) для:
- Постройте башню из 10 блоков.
- Нарисуйте круг и квадраты.
- Нарисуйте человека от 2 до 4 частей.
- Используйте ножницы.
- Напишите несколько заглавных букв.