Сегодня у детей много причин испытывать стресс. Начиная с тяжелой учебной нагрузки и насыщенного спортивного расписания, заканчивая драмами в дружбе и даже насилием в школе, уровень стресса американских школьников растет. Экологические проблемы, такие как изменение климата, усугубляют стресс, который испытывают дети. Согласно исследованию, проведенному Pew Research Center, 61% подростков испытывают давление, связанное с необходимостью получать хорошие оценки, а 29% испытывают сильное давление, связанное с необходимостью выглядеть определенным образом и вписываться в общество. Кроме того, существует давление, связанное с необходимостью заниматься спортом, участвовать во внеклассных мероприятиях и поступать в хороший колледж. Даже просто повседневная жизнь может быть стрессовой и подавляющей.
Если объединить эти нагрузки и стрессы с растущими показателями тревожности и депрессии среди подростков, то неудивительно, что улучшение психического здоровья стало одной из главных задач как родителей, так и педагогов. Все больше и больше людей обращаются к практике осознанности как способу помочь подросткам справиться с негативными стрессами и переживаниями в их жизни.
Что такое осознанность?
В самых упрощенных терминах, внимательность означает полное внимание к чему-либо и отсутствие мыслей о чем-либо другом в этот момент.
Это значит замедлиться и действительно обратить внимание на то, что вы делаете, даже если это означает просто сосредоточиться на своем дыхании. Быть внимательным — это противоположность многозадачности.
Когда дети и подростки сосредотачиваются на осознанности, они замедляются, не торопятся и сосредотачиваются на чем-то, что позволяет им расслабиться и снять стресс. Медитация осознанности обычно включает в себя сочетание дыхательных упражнений, визуализации, осознания тела и релаксации.
Как помогает осознанность
Практика осознанности позволяет детям и подросткам справиться с разочарованием, когда они сталкиваются с чем-то трудным в своей жизни. Она также может быть использована, когда им нужно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном и не позволить отвлекающим факторам помешать им. Чем больше дети и подростки практикуются в осознанности, тем лучше у них это получается.
Кроме того, это действительно работает. На самом деле, исследования показывают, что практика осознанности может улучшить внимание практически любого человека, включая молодых людей с СДВГ, которые часто испытывают проблемы с вниманием. В целом, люди, которые учатся практиковать осознанность, способны лучше обращать внимание и меньше отвлекаться. Вдумчивость также помогает людям сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, не расстраиваться, лучше ладить с другими и быть более терпеливыми. Она даже может повлиять на процесс обучения, помочь детям и подросткам стать лучшими слушателями и в целом чувствовать себя счастливее.
Детство и отрочество — важные этапы в процессе развития молодых людей. То, что происходит на этих этапах их жизни, закладывает основу их будущего психического здоровья.
Вдумчивость помогает студентам научиться делать паузу в любых ситуациях и реагировать на них вдумчиво, а не просто реагировать. Этот навык особенно полезен, когда они сталкиваются с трудностями или сталкиваются с детьми, которые занимаются травлей.
Неудивительно, что практика осознанности может помочь детям и подросткам научиться справляться со стрессом, регулировать свои эмоции, концентрироваться на поставленной задаче и развивать позитивный взгляд на жизнь.
Дети и подростки, практикующие осознанность, также лучше понимают, как работает их мозг. У них может даже развиться чувство любопытства к тому, как работает их разум и почему они чувствуют то, что чувствуют, что в конечном итоге может привести к более глубокому пониманию того, кто они есть как личность. Исследования показали, что использование в школах практики внимательности может дать ряд когнитивных, эмоциональных и социальных преимуществ.
Когнитивные преимущества
Исследования показали, что обучение детей осознанности может повлиять на их когнитивные навыки, в частности на исполнительные функции мозга. Исполнительные функции отвечают за способность человека обращать внимание, переключать фокус, систематизировать информацию, запоминать детали и заниматься планированием.
Так, одно исследование, проведенное среди учеников третьего класса в течение восьми недель, показало, что после внедрения в школе программы по развитию внимательности ученики стали лучше регулировать свое поведение и концентрироваться на поставленной задаче по сравнению с контрольной группой, которая не участвовала в программе по развитию внимательности.
В другом исследовании было обнаружено, что учащиеся, участвовавшие в 24-недельной программе по развитию внимательности, показали более высокие результаты в заданиях на внимание, чем другие учащиеся начальной школы. Аналогичным образом, исследование, проведенное среди дошкольников, показало, что учащиеся, прошедшие программу обучения внимательности, показали лучшие результаты в тестах на академическую успеваемость. Они также показали более значительные улучшения в областях, которые предсказывают будущие успехи в учебе.
Эмоциональные преимущества
Эмоциональное здоровье, или позитивное чувство благополучия, является важным компонентом жизни каждого ребенка. Оно не только является основой психического здоровья, но и может помочь предотвратить такие психические расстройства, как:
- Беспокойство
- Стресс
- Депрессия
- Проблемы с самооценкой
- Улучшение социальных взаимодействий
В целом, осознанность или участие в мероприятиях по развитию осознанности может не только помочь студентам справиться со стрессом, но и повысить их чувство благополучия. Например, одно исследование показало, что после участия в программе по развитию осознанности студенты чаще сообщали о том, что чувствуют себя оптимистично. Другое исследование показало, что после участия в пятинедельной программе по развитию мышления и снижению стресса подростки стали чувствовать себя спокойнее, стали лучше спать и у них улучшилось самочувствие.
Социальные преимущества
Трудности во взаимодействии и общении с другими людьми могут привести к проблемам с учебой, пониманием и школьным климатом. Однако было доказано, что программы mindfulness улучшают эти навыки и приводят к положительным результатам в школе.
Например, пятинедельная программа по развитию внимательности в начальной школе привела к более активному участию в классных мероприятиях. В то же время, программа по развитию внимательности в средней школе помогла воспитать взаимное уважение и заботу среди учеников и улучшить школьный климат.
Другие преимущества
Доказано, что осознанность также повышает способность ребенка или подростка регулировать эмоции, а также сострадать и сопереживать. Она также считается эффективным методом лечения людей всех возрастов, страдающих агрессией, СДВГ или другими психическими расстройствами, такими как тревожность. Ее можно использовать даже для облегчения болезненных последствий издевательств.
Мысленное внимание также можно использовать как инструмент для повышения самооценки, улучшения навыков планирования и контроля импульсов. А при эффективном использовании в школах осознанность может сократить количество посещений кабинета директора, уменьшить количество школьных издевательств и повысить посещаемость.
В целом, осознанность — это способность детей и подростков размышлять над своими мыслями и поступками и учиться делать лучший выбор. Они больше не реагируют на окружающие их вещи, а реагируют на них обдуманно и целенаправленно.
В конечном итоге, когда дети и подростки понимают, что они могут контролировать свои мысли, чувства и действия, они не только делают лучший выбор, но и чувствуют себя более контролируемыми в процессе принятия решений.
Советы родителям и педагогам
С помощью этих стратегий вы убедитесь, что используете внимательность наиболее эффективно.
- Помните о том, что цель внимательности — снизить стресс и повысить позитивность. Следовательно, избегайте использования осознанности в качестве дисциплинарного инструмента. Вдумчивость — это повышение осознания того, что мысли — это «просто мысли», понимание того, как эмоции проявляются в теле, и распознавание того, когда внимание рассеивается.
- Каждый день выделяйте время для практики внимательности. Это навык, который требует времени для развития.
- Предложите своим детям или студентам практиковать внимательность. Таким образом, вы покажете им, как включить этот навык в свою повседневную жизнь, даже когда они станут взрослыми.
- Выберите подходящее время для практики внимательности. Например, не планируйте занятия по развитию осознанности на перемене, когда дети хотят побегать и поиграть. Выберите спокойное время дня, когда мало кто отвлекает, когда вы будете заниматься первые несколько раз. В конце концов, по мере того, как дети будут лучше ориентироваться в своих мыслях, они смогут использовать их даже в самых хаотичных ситуациях.
- Поделитесь несколькими примерами того, как вы перенаправляли свои мысли, и предложите детям или ученикам поделиться своим опытом. Обсуждая, что работает, а что нет, вы сможете учиться друг у друга и поддерживать друг друга.
- Навыки внимательности пригодятся детям на протяжении всей их жизни
Слово от mentalar
В идеале, внимательность должна практиковаться каждый день. Так она станет образом жизни и постоянным напоминанием детям о необходимости сосредоточиться на том, что находится прямо перед ними. Это также не дает им позволить своему разуму размышлять о том, что произошло в прошлом, или беспокоиться о том, что может произойти в будущем. Когда дети и подростки научатся делать это регулярно, они будут смотреть на жизнь гораздо более позитивно и испытывать гораздо меньше стресса.
Была ли эта страница полезной?