Стоит ли заниматься по Абакусу?
Абак- это методика, которую использовали китайцы, японцы и корейцы с древних времен для улучшения математических навыков. Абак является вычислительным инструментом, которая представляет из себя ряд стержней, на которые нанизаны бусинки!косточки). При счетах на абаке используют обе руки. В конце обучения, ученики, обучавшиеся при помощи абака, решают математические задачи без использования рук. не передвигая бусинки абака, а при помощи визуализации бусинок в уме. Этот факт был изучен и задокументирован. Выявлено, что математические навыки у учеников, изучавших абак улучшились, по сравнению с учениками того же возраста, которые не изучали абак.
Использование абака, требует одновременную согласованную работу зрения, слуха и движений пальцев, что побуждает к увеличению синаптических связей в головном мозге ученика (Синапс — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой).
Оказалось, ученики, использовавшие абак, с высокой скоростью принимают зрительные, слуховые и сенсорные сигналы головной мозг, в следствии чего быстрее думают и легче справляются с большим количеством задач. Также китайские исследователи головного мозга заявляют о согласованной (синхронной) работе левого и правого полушарий мозга при счете на абаке. Движения правой руки при счете на абаке влияет на развитие левого полушария мозга, соответственно на развитие логического мышления и языковой функции. Движение левой руки, при счете на абаке, развивает творческое мышление, воображение и пространственные навыки, относящиеся к правому полушарию мозга. Благодаря тому, что левое и правое полушария мозга активно передают друг другу сигналы при работе на абаке, происходит гармоничное развитие всего мозга.
Цель исследования по Абакусу
Целью нашего исследования является оценка зрительной и слуховой памяти детей в возрасте от 5 до 12 лет. которые проходили обучение по программе абака на протяжении одного и двух лет.
Материалы и методы исследования
Дети в возрасте 5-12 лет (2-6 классы обычной школы) были выбраны для исследования
1) Школы Дона Боско и школы св. Доминика Ксавье, которые были в контрольной группе
2) Школы Абакус. которые проходили подготовку по изучению абака, на протяжении 1 и 2 лет.
Дети, входившие в список из этих школ, были из обеспеченных и среднего достатка семей. У 60% детей родители имели высшее образование, один из них имел ученую степень.
Тесты на уровень интеллекта (Ю) были сделаны при помощи шкалы Бинет-Каме и в результате ученики со средним уровнем интеллекта, были включены в исследование.
Исследование было проведено в период; май 2002 — май 2004 гг.
Дети, включенные в исследование, в течении первого года прошли до IV уровня, а в течении второго года прошли до VI уровня. Продолжительность одного уровня — 3 месяца. В течение ! месяца дети посещали дважды уроки по абаку (в основном субботу и воскресенье). Каждый урюк длился 1 час. После прохождения уровня детям давали перерыв 1 месяц. В течении этого месяца дети решали практические задания по абаку на дому. Далее дети проходили на следующий уровень.
На I иII уровнях детей учили сложению и вычитанию. На III и IV уровне — умножению и делению. На V и VI уровне — сложению и вычитанию. На всех уровнях изучались действия с десятичными числами при помощи абака, а затем представлять в уме движения этих бусинок.
Критерии включения детей в исследование:
1) Возраст 5-12 лет
2) Был проведен предварительный тест на уровень интеллекта (Ю) и были выбраны дети со средним интеллектуальным уровнем.
3)Ученики, которые регулярно проходили обучение по абаку, на протяжении 1 и 2 лет.
Критерии не включения детей в исследование:
Критерии не включения детей в исследование:
1) Дети, с уровнем интеллекта выше или ниже среднего
2) Пропуски занятий во время первого и второго года обучения
3) Ученики с проблемами слуха, зрения или другими неврологическими проблемами
Дети были разделены на 4 группы:
Группа 1 (М = 50 детей): Ученики, возрастом 5-12 лет. не изучающие абак, со средним уровнем интеллекта, которые являлись контрольной группой (май 2002-2003)
Группа 2 (Ы = 50 детей) Ученики, возрастом 5-12 лет со средним уровнем интеллекта, которые прошли изучение абака на протяжении 1 года (май 2002-2003)
Группа 3 (Ы = 20 детей) Ученики, из группы 1. которые на протяжении двух лет. считались контрольной группой исследования на протяжении всего длительного периода исследования.
Группа 4 (М = 20 детей) Ученики, из группы 2, которые на протяжении двух лет продолжали свое изучение по абакусу.
Число детей, в группе 3 и группе л (п=20). меньше, чем в группе 1 и группе 2 (п=50). Разница связано с тем. что после одного года обучения были ученики, которые не продолжили дальнейшее обучение.
Выводы в обучении
Дети, которые относились к контрольным группам, проходили тесты на память. Стоит отметить, что прежде чем провести исследование, были получены письменные разрешения родителей обеих школ и Института по изучению абака. Также этот проект прошел проверку комитета и показал самые лучшие результаты по памяти у детей а также быструю усвояемость и быстроту мышления.