Главная » скорочтение

Как развивать память внимание и мышление

ДЕТИ С ТРУДОМ КОНЦЕНТРИРУЮТ внимание, так как процессы возбуждения и торможения в головном мозге ещё не уравновешены.
Сколько раз в моей практике я сталкивалась с тем, что ребёнок имитирует чтение, то есть водит глазами по тексту, но его мысли где-то далеко. Его больше привлекает снег за окном или кошка на кресле. Другой вариант: малыша безумно интересует какое-то слово в тексте, и он ничего больше не видит и не хочет знать. Мой ученик Даня читал текст со скоростью всего шесть слов в минуту, потому что комментировал буквально каждое слово. В тексте речь шла о собаке. И Даня тут же рассказывал о своей собаке. В результате он, естественно, не
понимал, о чём читает. Поэтому очень важно развивать внимание, добиваясь его произвольности.

мысль

Концентрация и устойчивость внимания

Есть очень простой тест для проверки внимания вашего малыша.
Предложите ему в течение двух минут наблюдать за секундной стрелкой, за пламенем свечи или просто смотреть на какой-нибудь предмет. По бегающим глазкам, по суетливым жестам видно, что ребёнок уже отвлёкся. Обычно дети, да и взрослые, не могут выдержать две минуты в полной концентрации и успевают переключить внимание на другие предметы от 4 до 7 раз. Можно добиться хороших результатов, если
делать это упражнение регулярно. Предметы могут быть любыми, но лучше начать с движущихся — рыбки в аквариуме, пламя свечи, льющаяся вода и т. д. Постепенно увеличивайте время до 10–15 минут. Этого
вполне достаточно для подготовки к школе.

Переключение внимания

Для увеличения скорости чтения и понимания важно уметь быстро переключаться с предмета на предмет, с мысли на мысль. Но чаще всего ребёнок настолько увлечён одним делом, что никак не может сосредоточиться на другом. Чтобы избавиться от этого недостатка, малышу нужно выполнять разные действия одновременно
правой и левой рукой. Пусть он пишет, рисует или машет разными руками. Опыт показывает, что хороший результат дают также задания на поиск спрятанных среди множества предметов букв, слов, картинок.

Избирательность внимания

Мы легко и быстро запоминаем то, что нам интересно и понятно. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка положительную мотивацию, снять напряжение, выбрать тексты, соответствующие возрастным особенностям. Есть и специальные упражнения, которые позволяют привлечь внимание ребёнка к самому скучному и неинтересному тексту. На занятиях мы используем приём
трансформации, то есть придумываем истории, которые помогут превращать непонятное в понятное, а значит, интересное.
Например, вместо скучного: «одна фирма должна поставить кирпичи другой» представляем, что заяц и лиса решили построить не лубяной, а тёплый кирпичный домик. В сознании детей возникает любимая сказка. Такая информация легче воспринимается.

Распределение внимания

Как сделать так, чтобы внимания хватало на весь текст, чтобы ребёнок замечал все детали
и нюансы? Для этого на занятиях мы учим детей работать в режиме многозадачности, то есть делать 2—3 дела одновременно . Это хорошо развивает оба полушария головного
мозга, происходит их синхронизация, формируются новые нейронные связи, увеличивается объём внимания. В результате ребёнок быстрее справляется с поставленной задачей.
Хорошо также зарекомендовали себя упражнения «Зачеркушки», «Фотограф» .

Произвольность внимания

Это способность нашего мозга сознательно удерживать внимание на задаче. И чтобы развивать эту способность, нужно научиться правильно давать команды нашему мозгу, то есть формировать правильные психологические установки. Перед выполнением любого упражнения нужно удобно сесть, расслабиться и чётко представить конечный результат. Перед чтением текста можно дать команды: «Я увижу, я представлю, я пойму!», «Отвечу на вопросы!», «Составлю план и перескажу текст».
Важно, чтобы ребёнок стал вашим единомышленником, с радостью, а не из-под палки выполнял все упражнения. Не стремитесь усаживать малыша, как в школе, не заставляйте выполнять задания. Совершенствовать внимание намного интереснее в процессе игры, на прогулке. Можно наблюдать по дороге из садика за изменением деревьев осенью и весной или обратить внимание на новые машины во дворе. Ребёнок с удовольствием включается в игру и сам стремится стать более внимательным, совершенствуя так навык самоконтроля.

Оставьте комментарий