Главная » Новости образования

Школа Щетинина

Есть ли новые направления в обучении? На эти вопросы Вам поможет ответить наша статья об одном из направлении в обучении- школа Щетинина.

Какая существует новая методика в обучении?

Вот только представьте себе… Школа… А где же классы? А классов нет, да и парт, стоящих ровными рядами тоже нет. Дневники с оценками? Отсутствуют. О школьной форме даже и не спрашивайте, она здесь не в почете. Ученики? Ученики есть, только их не так много, как обычно, и они не делятся на классы 1, 2, 5 и т.д. Дети сами учат друг друга и учатся друг у друга.

То, на что в обычной школе уходит 11 лет, здесь мальчики и девочки усваивают за год, ну или за два. Хотя, можно и за три, здесь никого не торопят, каждый идет своим индивидуальным темпом.

Как вам такое? Скажете, не бывает? Ошибаетесь. Такая школа существует, правда всего одна на всю Россию-матушку, да и на весь мир тоже. Расположена она близ города Геленджик в поселке Текос. И в народе носит имя школа Щетинина. Вот о ней-то сегодня вам и расскажу немножко.

К сожалению, бывать там лично мне не приходилось. Поэтому вся информация добывалась мною на просторах родимого интернета и информации нужно сказать много. И она настолько разная, что диву даешься. Но обо всем по порядку.

А начнем с головы. Кто же такой Щетинин?

Михаил Петрович Щетинин —  советский и российский педагог.  С 1991 года Член Российской Академии образования. Он же является основателем школы, про которую мы сегодня говорим, а заодно и ее директором. Хотя это не совсем школа. По документам называется она «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков». И является федеральным бюджетным общеобразовательным учреждением.

Михаил Петрович в 1973 году окончил Саратовский Педагогический Институт. Специальность – музыка и пение. Работал директором музыкальной школы в городе Кизляр. И еще преподавая игру на баяне, Щетинин стал задумываться, почему у одних учеников все получается легко и просто, а у других, не смотря на абсолютно ровный подход к ученикам со стороны преподавателей, не получается ничего.

И ему на деле удалось доказать, что невозможно успешное развитие ребенка направленное только в одну сторону. Развитие должно быть комплексным. Со своими учениками он не только гаммы учил, но и в походы ходил, читал, обсуждал, пел, рисовал. И это принесло плоды. Те, кто числился в отстающих, стали показывать удивительно хорошие результаты и на экзаменах и на различных музыкальных конкурсах.

Яркой страницей его биографии является школа поселка Ясные Зори, где он также занимал директорское кресло. И развивал модную в то время идею о создании школы-комплекса, где бы уделялось время и повышенное внимание не только тем школьным предметам, которые принято считать основными, таким как математика, чтение, русский, история, но и пению, хореографии, спорту.

Ну а после Ясных Зорь он работал в поселке Зыбково Кировоградской области и руководил экспериментом по созданию школьного агропромышленного комплекса, где учеба в первой половине дня совмещалась с трудом во второй. Справедливости ради нужно сказать, что в 1986 году этот эксперимент был признан провальным и его закрыли.

Подробнее о педагогическом пути, исканиях, взглядах Щетинина можно прочитать в его книге «Объять необъятное: записки педагога». Она в свободном доступе есть в сети.

Лицей

Лицей Щетинина был создан в 1994 году, в поселке Текос Краснодарского края. Получается, что он уже ни много ни мало 23 года существует. И все это время Михаил Петрович является его бессменным руководителем.

Это лицей интернатного типа. То есть, дети там не только учатся, но еще и живут. Давайте взглянем на здание учебного заведения.

 

Везде росписи на стенах, красивые витражи. И, что интересно, все это сделано руками учеников.

То есть, воспитание трудом поставлено на широкую ногу. Дети всегда чем-то заняты Они строят, они делают ремонты, они работают в мастерских, они сами готовят себе еду, стирают, убирают и т.п.
Н у а учится у них время остается? Остается конечно. Но учебный процесс построен не так как обычно.

Здесь применяется метод глубокого погружения в предмет. Как таковые классы, к которым все привыкли (типа 7 «А», 4 «Г», 11 «В») отсутствуют. Но есть научные лаборатории, в которых занимаются разновозрастные дети. Например, лаборатория математики или лаборатория химии.

Теперь давайте попробуем представить себе. Ребенок, «приписанный» к лаборатории математики, занимается исключительно математикой. Не отвлекаясь ни на что другое. Какой-то период времени он живет математикой. И за очень небольшой период изучает весь курс математики за начальную школу.

Затем, этот ребенок, начинает преподавать математику тем ребятам, которые находятся в лаборатории химии. И, преподавая, пытаясь объяснить математику другим, он закрепляет свои знания. В то же время один из «химиков», закончивший курс начальной школы, начинает преподавать химию группе «математиков». Примерно так строится обучение. Это, если я все правильно поняла.

Все предметы связываются друг с другом, то есть дети изучают науку не какими-то обрывочными кусочками (тут у нас химия, а тут математика, а где-то еще есть история), а в связке, в общем, полностью, в целом познавая устройство мира.

Учителя конечно же есть. Но они, опять же насколько я поняла, занимаются тем, что контролируют процесс, сильно в него не внедряясь.

За год пройти курс начальной школы? Это вполне реально для учеников лицея Щетинина. Ну а когда аттестат в кармане, когда сданы ГИА и ЕГЭ ( а ребята их сдают, как и все остальные российские школьники), дети могут поступить в ВУЗ.

Но картина рисуется какая-то безрадостная. Что ж там бедные детишки, только учатся и работают? Нет. При школе существует ансамбль песни и пляски «Колокола России», в нем занимаются и мальчики, и девочки. Ездят на гастроли, принимают участие в концертах.

В обязательном порядке дети занимаются спортом, а именно рукопашным боем.

Ученики вольны проводить эксперименты, например, по выращиванию чего-нибудь. И воплощать в жизнь свои проекты. Например, из разряда экологии. Никто им в этом не мешает. Но, что интересно, никто и не подгоняет, и не заставляет. Поэтому уровень сознания ребенка, его самостоятельность имеют значение. Он должен понимать, что все, что он делает нужно ему.

Так же ребята совершают совместные поездки на экскурсии, на сбор урожая, ходят в походы. Духовному воспитанию уделяется огромное внимание. Детям помогают узнать себя, познать свою суть. С них снимают зажимы, страхи, неуверенность, освобождают их гениальность. Вообще Щетинин утверждает, что любой ребенок гениален, нужно только помочь ему эту гениальность раскрыть.

Как же устроен их быт? Мальчики и девочки живут в разных корпусах. И учатся они отдельно друг от друга. Совместные занятия возможны по хореографии или когда, например, девочка «математик», приходит обучать мальчиков «физиков».

В меню учеников отсутствует мясо. Зато есть рыба, молочные продукты.

Долго можно рассказывать и дальше. Но лучше вы посмотрите в конце статьи видео. Там сами ученики рассказывают о своем учебном заведении.

Как попасть в лицей?

Как вы думаете, есть ли желающие здесь учиться? Хоть отбавляй! Да вот только берут не всех. Мест мало, желающих много. Там всего то около 300 учеников. И для того, чтобы стать «щетининцем» необходимо пройти определенные вступительные испытания.

Испытания не из легких, не все с ними справляются. Но у счастливчиков появляется шанс остаться на испытательный срок. Бывает такое, что дети не выдерживают нагрузки и просят родителей забрать их домой. Ну а те, кому это действительно нужно остаются.

Малышей на обучение не принимают. Оптимальный возраст для поступления 12-13 лет. То есть, «началки» как таковой там нет. Не принимают и детишек с проблемами со здоровьем. Так как у ребенка должны быть физические силы на труд и занятия активными видами деятельности и умственные возможности для интенсивных занятий. Кроме того, ребенок должен быть довольно самостоятельным. Ведь никто его там умывать, обстирывать не будет.

Практически каждый год летом в лицее объявляется общий сбор. И туда приезжают те, кто хочет просто посмотреть и те, кто уже решил туда поступить.

В другое время посторонним войти на территорию без предварительного согласования с директором будет проблематично. Территория огорожена. Ворота закрыты. На проходной сидит кто-то из ребят, он сможет ответить на ваши вопросы, но на этом все. А вот если ребенок ваш учится там, вы можете навестить его в любой день и в любое время. И даже по предварительной договоренности забрать ребенка домой для на 2-3, также на каникулы отпускают.

Обучение бесплатное. Как и в обычной общеобразовательной. Еще в 2010 году президент подписал указ о финансировании школы из федерального бюджета.

Отзывы

Вы знаете, друзья, отзывов о данной системе масса. Как изумительно-положительных, так и убийственно-отрицательных.

Многие родители школу Щетинина хвалят. Говорят, что дети меняются на глазах. Они становятся вдумчивыми, спокойными, уверенными в себе. Детям там нравится. Говорят, что без работы они скучать начинают. Что друзья настоящие там появляются.

Но не все в таких радужных красках все это описывают. Некоторые дети жалуются на чрезмерную загруженность, на постоянную усталость.

То есть лицей этот не для всех.

Многие бывшие ученики данной школы ее хвалят, называют школьные годы лучшими годами своей жизни. Но их не так уж и много в инете. Больше отзывов от тех, кто об этом что-то слышал от кого-то, от кого именно не известно. И вот здесь грязь льется такой широкой рекой, что запросто может смыть здравый смысл.

Секта – это самое безобидное слово, которое применяется к данному учебному заведению. Об этом кричат в каждом интернетовском закоулке. А вот почему же так громко кричат? Не потому ли, что не выгодны люди, которые знают кто они, зачем они, для чего, ведь управлять ими невозможно. И не потому ли новые учебные заведения, подобные этому не открываются?

Вопрос на засыпку, что называется. Есть о чем задуматься. Более подробную информацию об этом лицее вы можете почерпнуть на его официальном сайте.

 

Mentalar.ru рекомендую вам обратить внимание на статью про систему обучения в начальной школе В.И. Жохова, там тоже все очень интересно. А подробно про все современные программы обучения в начальной школе написано здесь.

В комментариях можно высказываться по теме статьи. Будет очень даже интересно узнать ваше мнение. Ну а если к нам заглянет ученик Щетинина или родители ученика, то это будет просто подарком небес. Буду надеяться, что люди, которые  все своими глазами видели и на себе испытали, поделятся своими ощущениями и впечатлениями и поправят нас в случае, если вдруг мы чем-то оказались не правы.

 

 

Оставьте комментарий